Экспедиторское обслуживание и диспетчерское обслуживание: точка фокуса.

Экспедиторское обслуживание направленно в первую очередь на доставку груза в интересах Грузовладельца. Иными словами владельцу груза нужно доставить груз из точки А в точку Б, а Экспедитор находит транспортное средство, которое сможет это осуществить. При этом Экспедитор использует свои связи, свой опыт на пользу Грузовладельца. В дополнение к самой перевозке Экспедитор в интересах Клиента-Грузовладельца может решить еще ряд сопутствующих задач, например: организовать погрузку/выгрузку груза, временное хранение груза, таможенное оформление, помощь в оформлении документов и другие услуги. Следует отметить, что Экспедитор действует в интересах и за счет Грузовладельца, от имени Грузовладельца либо от своего имени.

Диспетчерское обслуживание направлено на эффективную загрузку транспортных средств в интересах Перевозчика (Собственника транспорта). Иными словами Диспетчер ищет работу для транспортных средств перевозчика. При этом Диспетчер использует свои связи и опыт на пользу Перевозчика, так же Диспетчер может оказать Перевозчику дополнительные услуги подобные тем, что может оказать Экспедитор Грузовладельцу, кроме самой перевозки. Следует отметить, что Диспетчер действует в интересах и за счет Перевозчика, от имени Перевозчика либо от своего имени.

Выше рассмотрена рафинированная картина. На практике нередки случаи, когда Грузовладелец самостоятельно выполняет функции Экспедитора, и наоборот Перевозчик самостоятельно выполняет функции Диспетчера. В данном случае необходимо решить классическую задачу Логистики: MOB (« Make or Buy ?» - «Сделать или Купить?»), а именно необходимо рассчитать или на практике выяснить, что экономически выгодней – выполнять специфическую работу самостоятельно или обратиться к специалисту? Все конечно же зависит от объема потребляемых такого рода услуг и опыта самостоятельного выполнения таких услуг.

Итак, из выше изложенного мы можем выделить несколько организационных схем (см. Рисунок 1):

Сразу хочется сделать несколько комментариев: Во-первых , чем короче цепочка посредников, тем выше экономическая выгода (приходиться употреблять словосочетание «экономическая выгода» потому, что есть две противоположенные точки зрения, точка зрения Грузовладельца и точка зрения Перевозчика. Для одного дополнительная выгода – это уменьшение стоимости перевозки, для другого выгода – это увеличение стоимости перевозки. При уменьшении цепочки, каждый сможет обрести свою выгоду). Во-вторых , чем цепочка посредников короче, тем выше надежность ее работы (Представим, что надежность каждого звена равна 0,9, тогда надежность цепочки из четырех звеньев равна 0,9х0,9х0,9х0,9=0,6561; а цепочка из двух звеньев будет иметь надежность равную 0,9х0,9=0,81). В-третьих , не стоит слишком увлекаться укорочением цепи, часто на этом можно больше потерять, чем выиграть, посредники не просто так появились, и не просто так свой хлеб едят, приведу простой пример: допустим, что Грузовладелец, находящийся в Москве, хочет отправить груз их Хабаровска в Челябинск, учитывая разницу в часовых поясах целесообразнее обратиться к Экспедитору территориально расположенному между Челябинском и Хабаровском. Или например, Грузоотправитель не имеет нужного опыта и специальных знаний, которые есть у Экспедитора и которые нужны для выполнения тех или иных услуг (иными словами Грузоотправитель может не видеть и не знать о наличии подводных камней и подводных течений).

Экспедиторское обслуживание и диспетчерское обслуживание: точка фокуса

Из всех описанных схем подробнее остановимся на последней, когда экспедиторские и диспетчерские функции объединяются в одних руках (см. Рисунок 2).

Наиболее часто такие ситуации возникают, когда Экспедитор или Диспетчер продолжительное время работают с одним и тем же маршрутом, например Волгоград – Краснодар и обратно. Естественно, если Экспедитор который имеет заказы в обоих направлениях заинтересован в том, чтобы найти Перевозчиков, которых привлекает этот маршрут, и работать с ними напрямую, рано или поздно он находит таковых и начинает выполнять для них диспетчерские функции. Назовем подобный процесс – путь сверху.

Диспетчер, которому приходится подыскивать загрузки для транспорта туда и обратно, рано или поздно выходит на прямых Грузовладельцев и начинает выполнять для них экспедиторские функции. Назовем подобный процесс – пусть снизу.

На практике пусть сверху встречается гораздо чаще. Потому что Экспедитор, как правило является более крупной организацией (чем Диспетчер), для которой взять на себя и качественно исполнить дополнительные функции значительно проще.

Диспетчер, чаще всего, это отдельное физическое лицо, индивидуальный предприниматель и один-два сотрудника, либо сотрудник Перевозчика. В такой ситуации исполнять дополнительные функции сложно, речь скорее идет о разовых проектах или единичных случаях.

Вывод: Опытные Экспедиторы и Диспетчера необходимы рынку транспортных услуг, изнутри рынок транспортных услуг, кроме прямой функции доставлять товары, похож на биржевые торги, опытные брокеры нужны и продающей услуги и покупающей услуги стороне.

Последние новости

Недобросовестные партнеры (Черный список) Мошенники

Недобросовестные партнеры (Черный список) Мошенники

16.03.21 Хиты:2244

Чтобы защитить участников рынка транспортных услуг от действий недобросовестных партнеров,...

Подробнее

Интересные статьи

Основные способы крепления груза при перевозке автомобильным транспортом

Основные способы крепления груза при перевозке автомобильным транспортом

19.06.2012 Хиты:30257 Статьи

Перевозка грузов автомобильным транспортом – задача непростая и требует не...

Подробнее
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика